Исповедная роспись — различия между версиями

Материал из Генеалогическая база Вилейского уезда
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 8 промежуточных версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[File:IspovedalnayaVedomost1860.jpg|thumb|Исповедальная ведомость часть 2 [[Бежецкий уезд|Бежецкого]] и частично [[Кашинский уезд|Кашинского]] уездов [[Тверская губерния|Тверской губернии]], за [[1860]] год. Хранится в [[Государственный архив Тверской области|ГАТО]].]]
+
[[Файл:Vilejski-uezd-by-primer-ispovednoi-rospisi.jpg|мини|справа|Образец исповедной росписи]]
 +
''Материал из [http://genbaza.vilejski-uezd.by Генеалогической базы Вилейского уезда] – открытой базы генеалогических и краеведческих материалов портала [http://vilejski-uezd.by «Вилейский уезд»].''
  
'''Испове́дная ро́спись''' (''Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись'') — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому [[приход]]у православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время [[Великий пост|Великого поста]] святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на [[Исповедь|исповеди]] и [[Евхаристия|причащался]] ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, ''за малолетством'').
+
'''Исповедной росписью''' (другие названия – ''Исповедальная ведомость, Великопостная роспись, Духовная роспись, Исповедальные списки'') – назывался отчетный документ, с  XVIII века до начала XX века составлявшийся ежегодно по своему приходу каждой православной церковью России. Исповедная роспись – это посемейный список всех прихожан, проживающих на территории прихода (кроме младенцев, не достигших возраста 1 год), с указанием для каждого прихожанина, был ли он в этом году на исповеди во время Великого поста (или в период трех других постов) и причащался ли он у своего священника. Причины отсутствия указывались (например, малолетство).
 +
Исповедные росписи составлялись в двух экземплярах. Первый хранился в церкви, а второй передавался в консисторию, где подшивался в одно дело вместе с такими же ведомостями соседних приходов (например, вместе с приходами одного духовного правления).
 +
Сегодня исповедальные ведомости  хранятся в фондах духовных правлений, духовных консисторий, отдельных церквей и епархиальных управлений в региональных архивах. В РГИА исповедальные списки хранятся в фонде «Канцелярия заведующего придворным духовенством» и в фонде «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода».
  
Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в [[Консистория (православие)|консисторию]], где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же [[Духовное правление|духовного правления]]). В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей. В [[Российский государственный исторический архив|РГИА]] — в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».
+
Исповедные росписи – ценный генеалогический источник. В них фиксировались такие сведения, как социальное положение лица, место его жительства, возраст, владельческая принадлежность (для дворовых людей и крестьян, например), состав семьи.
  
Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с [[метрическая книга|метрическими книгами]], являются одними из важнейших источников в [[генеалогия|генеалогических]] исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.
+
=== История исповедной росписи ===
  
== История ==
+
Самой старой инструкцией по составлению исповедной росписи считается инструкция, принятая еще до 26 декабря 1697 года Московским патриархом Адрианом. Ее появление связано с выявлением раскольников и борьбой со старообрядчеством. Согласно инструкции, исповедная роспись должна была состоять из трех списков прихожан. В первом списке перечислялись прихожане, бывшие на исповеди, во втором – пропустившие исповедь. Раскольники перечислялись в третьем списке. Однако, несмотря на существование инструкции, установленная в ней исповедная роспись в жизнь воплощена не была.
Старейшая инструкция по составлению исповедных росписей была принята святейшим патриархом Московским Адрианом ещё 26 декабря 1697 года. Её появление было связано с борьбой со [[старообрядчество]]м и выявлением раскольников. Исповедные росписи должны были представлять собой три списка. В первом перечислялись бывшие на исповеди прихожане, во втором — не ходившие на исповедь, в третьем — раскольники. Однако тогда эта отчётность не была воплощена в жизнь.
+
Петр I  в 1716 году издал указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада». В этом же указе духовникам предписывалось подавать именные списки отсутствовавших на исповеди светским властям. Реализация этого указа проходила медленно: первые росписи начали составляться только в 1718 году. 7 марта 1722 года Синод принял указ, обязывавший всех прихожан, начиная с семилетнего возраста, «быть на исповеди и причастии у своего священника». Прихожане, отсутствующие в своем приходе больше года, могли исповедоваться и причаститься у священника другого прихода – по возвращению на постоянное место жительства они были обязаны предъявить справку об этом своему священнику. 16 июля 1722 года совместным Синодским и Сенатским указом устанавливалось обязательное ведение исповедных росписей. В 1737 году указом императрицы Анны Иоановны была определена окончательная форма исповедной росписи, просуществовавшая почти без изменений до 1917 года. После Октябрьской революции ведение исповедных росписей было отменено (несмотря на это, в некоторых приходах священники еще долгое время продолжали их вести). 25 мая 1927 года бюллетень Центрархива РСФСР предписывал уничтожить все исповедные росписи, начиная с 1865 года (и позднее), как документы, не обладающие исторической ценностью.
В 1716 году [[Петр I|Петром I]] был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», этим же указом было предписано духовникам подавать светским властям именные списки неисповедавшихся. Однако этот указ первые годы продолжал не исполняться; лишь с 1718 года начинают составляться первые росписи.<ref>[http://www.genclubhse.narod.ru/my8.htm Религия и генеалогия (Старообрядчество)]</ref>
+
[[7 марта]] [[1722 год]]а [[Священный синод Русской православной церкви|Синодом]] был принят указ, который обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедаться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания.
+
В том же [[1722 год]]у, 16 июля, совместным [[Правительствующий сенат|Сенатским]] и Синодским приказом было установлено обязательное ведение исповедных росписей.
+
Окончательно форма исповедных росписей, которая просуществовала практически неизменной до их отмены, была определена указом императрицы [[Анна Иоанновна|Анны Иоановны]] в [[1737 год]]у.
+
Необходимость ведения исповедных росписей была отменена только в [[1917 год]]у. Однако, в отдельно взятых приходах они продолжали составляться и некоторое время после.
+
Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности.<ref name=autogenerated1>[http://www.oiru.org/biblio/116.html Д. Н. Антонов, И. А. Антонов. Источники генеалогических реконструкций крестьянских семей (на примере Ясной Поляны).]</ref><ref>[http://www.1archive-online.com/genealogy/ispoved.html Генеалогия, составление родословных. Исповедальные ведомости<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref><ref>[http://drevo-info.ru/articles/5020.html ИСПОВЕДНАЯ РОСПИСЬ — Древо<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref>
+
  
== Содержание исповедных росписей ==
+
=== Содержание исповедной росписи ===
Содержание, достоверность, полнота описания в исповедных росписях различались и зависели от нескольких причин — от года написания этого документа, от местности в которой находился приход, от прилежания переписчика, от наличия в приходе своего священника, или священника ''входящего''. Обычно текст росписи переписывался с прошлогоднего документа с внесением в него изменений за прошедший период, исправлением старых ошибок и созданием ошибок новых. В некоторых случаях порядок описания и тексты двух смежных по годам росписей мало схожи между собой, что может свидетельствовать о проведении какой-то локальной церковной переписи.
+
Содержание, полнота описания и достоверность исповедных росписей различались, находясь в зависимости от года создания документа, от добросовестности переписчиков, от местностей, в которых находились приходы и от священника в приходе своего или входящего. Обычно роспись переписывалась с документа прошлого года с внесением изменений за прошедшее время, исправлением обнаруженных ошибок и совершением новых ошибок. Существуют исповедные росписи двух соседних лет, в которых тексты и описания имеют множество различий. Это может быть свидетельством проведения в церкви какой-то локальной переписи.
  
В начале документа шло его название примерно такого содержания.
+
В начале исповедной росписи шло ее название с пояснительной записью установленного образца. За ней размещалась таблица с девятью столбцами.
 +
В 1, 2, и 3 столбцах фиксировались соответственно порядковый номер дома (семьи, двора), лица мужского пола и лица женского пола.  
  
{{начало цитаты}}''«Роспись'' [шло название епархии, название духовного правления, могло упоминаться светское административное деление (губерния, уезд)] ''села'' [название села, выставки, погоста и т. д.] ''церкви'' [название церкви] ''священника'' [имя фамилия священника] ''с причетники обретающихся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людей со изъявлением против коегождо имяни о бытии их во святую и великую четыредесятницу, також и в протчия посты, у исповеди и святаго причастия за сей'' [цифрами писался год] ''год.»''{{конец цитаты}}
+
В 4 столбце записывались прихожане. В заголовке этого столбца указывалась социальная группа, к которой относились перечисленные ниже люди: духовные (первым в списке обычно записывался сам церковный причт), военные, дворяне, дворовые, крестьяне (селяне) и т.д. – и их домашние. Иногда в этом же столбце указывалось название селения, в котором проживали перечисленные прихожане. Если селение принадлежало нескольким помещикам (владельцам), то в исповедной росписи присутствовали его описания отдельно по каждому помещику (причем, эти описания не обязательно находились рядом). Иногда в конце росписи находилось дополнение по определенному селению с прихожанами, по каким-то причинам не упомянутых в основном списке или список церковных причетников из смежных приходов, для которых священник местной церкви был духовником.
  
Далее шли собственно списки прихожан, занесённые в таблицу примерно такого содержания.
+
С 1713 по 1842 год в исповедных ведомостях официально разделяли семь социальных групп, с 1843 по 1860 год – шесть. Разделение прихожан на пять социальных групп (духовные, военные, статские, городские станы, крестьяне) началось с 1861 года.
 +
В населенных пунктах списки составлялись по домам (дворам, семьям). Сначала записывался глава семьи с фамилией (при наличии), именем и отчеством, потом его жена с именем и отчеством (при условии, что его не забыл указать переписчик) или фиксировалось вдовство. После жены главы семьи переписывались дети с именами, их супруги (при наличии) и дети. За ними указывались проживающие в этом же доме (дворе) дальние родственники: срощенники, племянники, подсоседники и т.д.  
  
{| class="wikitable"
+
В столбцах 5 и 6 указывался (как правило, приблизительно) возраст лиц мужского пола и лиц женского пола.
!colspan="3" |''Число''
+
!rowspan="3" |''[__*______*______*__]''
+
!colspan="2" |''Лета от рождения''
+
!colspan="3" |''Показание действа''
+
|-
+
!rowspan="2" |''дворов''
+
!colspan="2" |''людей''
+
!rowspan="2" |''мужеска пола''
+
!rowspan="2" |''женска пола''
+
!rowspan="2" |''Кто были у исповеди и святаго причастия''
+
!rowspan="2" |''Кто ж исповедались токмо, а не причастились и за каким винословием''
+
!rowspan="2" |''Которые у исповеди не были''
+
|-
+
!''мужеска пола''
+
!''женска пола''
+
|-
+
| [1] ||[2] || [3] || [4] || [5] || [6] || [7] || [8] || [9]
+
|}
+
  
[[File:Фрагмент исповедной росписи села Славного, 1755.jpg|thumb|Фрагмент исповедной росписи церкви [[Николай Чудотворец|Николая Чудотворца]] села [[Славное (Тверская область)|Славного]] Шеского и Кушальского стана [[Тверской уезд|Тверского уезда]] Тверской провинции [[Новгородская губерния|Новгородской губернии]] [[1755 год]]а]]
+
В 7, 8 и 9 столбцах делались отметки об исповедовании прихожан и о прохождении причастия. Некоторые священники все три столбца не использовали, обходясь одним или двумя. Например, в 7 столбце напротив исповедовавшихся и причастившихся прихожан писали «была», «был» или объединяли целую группу фигурной скобой и указывали, что были все. В графах с именами церковного причта можно встретить более подробные записи (например, сколько раз в году исповедовался, где, у кого и т.п.). Напротив отсутствовавших на исповеди и причастии в 7 столбце ставили прочерк, а 9 столбце указывали причину отсутствия (по нерачению, за малолетством, за старообрядчеством и т.п.). 8 столбец крайне редко применялся по назначению – чаще его использовали в качестве свободного места для невместившегося в 7 столбец текста.
В столбцах [1], [2], [3] записывался порядковый номер двора (дома, семьи), лица́ мужского и лица женского пола соответственно.
+
  
В столбцах [5] и [6] — число лет лица́ мужского, женского пола (как правило, возраст указывался приближённо).
+
По всем лицевым листам исповедальной росписи священник церкви ставил подпись (скрепу), например: лист 1 – «К сей», лист 2 – «духовной», лист 3 – «росписи», лист 4 – «священник», лист 5 – «[имя священника] руку приложил». Кроме него никто из членов причта полистно не расписывался. Кроме священника, на каждом листе росписи мог ставить скрепу также представитель духовного правления.
  
В столбце [4] как раз и размещался список прихожан. В заголовке этого столбца обычно записывалась та социальная группа, к которой принадлежали перечисленные в нём на данной странице люди: ''духовные и их домашние'' (обычно в первую очередь в списках шёл сам церковный причт), ''военные и их домашние'', ''дворяне и их домашние'', ''дворовые и их домашние'', ''крестьяне и их домашние'' (или просто — ''поселяне'') и так далее. Иногда здесь же приводилось название селения, где проживали указанные прихожане (обычно названия селений писались прямо в списке). Если населённый пункт принадлежал нескольким владельцам (помещикам), то в росписи присутствовали его описания по каждому владельцу отдельно, и не обязательно эти описания были расположены рядом друг с другом. В некоторых случаях в конце росписи могло находиться ещё и дополнение по селению с теми жителями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в основном тексте. Иногда в конце исповедных находился список церковных причётников соседних приходов, для которых местный священник был [[духовник]]ом.<br />
+
За первой таблицей (из девяти столбцов) размещалась вторая – табель, или сводная ведомость по приходу. В этой таблице подводился общий итог: столько-то дворов, столько-то душ той или этой социальной группы, столько-то лиц мужского пола, столько-то лиц женского пола в приходе.
Всего в исповедных росписях, помимо раскольников, с 1713 по 1842 год официально разделяли 7 социальных групп, с 1843 по 1860 год — шесть, начиная с 1861 года — пять: духовные, военные, статские, городские станы и крестьяне.<br />
+
В селениях описание шло по дворам (домам, семьям). Вначале записывался его глава с фамилией (если была), именем, отчеством; затем его жена с именем и отчеством (если переписчик не забывал его указать), или отмечалось вдовство; после — их дети с именами, их супруги и дети; более дальние родственники: племянники, срощенники, подсоседники и так далее.
+
  
[7], [8] и [9] столбцы предназначались для отметок об исповедовании и прохождении причастия. В некоторых исповедных вместо трех столбцов обходились двумя, или вообще одним. Так, в [7] напротив исповедовшегося и причастившегося прихожанина писали ''был'', ''была'', но чаще объединяли сразу некоторую группу скобкой и отмечали ''были все''. Более подробные записи можно встретить у имён церковного причта. Тут иногда упоминали сколько раз в году исповедовался и причащался, например, священник, а изредка и у кого и где. Напротив неисповедавшихся и непричастившихся лиц в этом столбце ставили прочерк, а в [9] указывали причину: ''за малолетством'', ''по нерачению'', ''за старообрядчеством'' и так далее. Столбец [8] использовался по назначению крайне редко, и чаще всего — как свободное место для неуместившегося текста в [7].
+
Завершалась исповедная роспись заверительным объявлением, что все в ней написано верно, без приписок и укрывательства, а если будет выявлена ложь, то составители готовы понести ответственность в виде штрафа. Данное объявление скреплялось подписями всех лиц церковного причта (мужчин).
 +
Если на территории прихода имелись раскольники, то их список приводился после сводной ведомости.
  
По лицевым листам исповедной росписи священник церкви ставил свою скрепу (подпись), например: ''(л.1) К сей (л.2) духовной (л.3) росписи (л.3) священник (л.4) […] руку приложил.'' Другие члены церковного причта полистно обычно не расписывались. Помимо священника, на листах росписи может находиться также скрепа представителя духовного правления.
+
=== Нецерковный учет посещения исповедей и причащений ===
 +
Обязанности по контролю за ежегодным исповедованием и причащением лежали не только на священниках, но и на определенном круге светских начальников. В инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года, например, был оговорен подобный контроль за крестьянами.
  
После этой таблицы шла вторая — сводная ведомость по приходу или ''табель''. В ней приводился общий итог: сколько дворов, сколько душ той или иной социальной группы, мужского и женского пола в приходе.
+
=== Дополнительная информация ===
 +
* [http://livemem.ru/articles/ispovednye_rospisi.html Исповедные росписи как источник информации о предках]
 +
* [[Обыскная книга]]
 +
* [[Метрическая книга]]
 +
* [[Ревизские сказки]]
 +
* [[Клировая ведомость]]
  
В конце документа шло заверительное объявление, что в нём всё верно написано, без укрывательства и приписок, а за выявленную в случае чего ложь составители готовы нести ответственность в виде штрафов. После, шли подписи (скрепы) всех лиц церковного причта мужского пола.
+
[[Категория:Терминология]]
 
+
Если на территории прихода проживали раскольники, то после итоговой сводки приводился их список.
+
 
+
== Нецерковный учёт исповедований и причащений ==
+
 
+
Контроль за ежегодным исповедованием и причащением населения лежал не только на священниках, но и на некоторых светских начальниках. Например, в инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года был прописан такой контроль по крестьянам.<ref name=autogenerated1 /> В качестве примера этому, можно привести следующий приказ по почтовому ведомству.
+
 
+
{{начало цитаты}}
+
:''«Приказ.''
+
''По Любынскому почтово-телеграфному округу. № 30. 10 марта 1892 года.''<br />
+
''Предлагаю Начальникам Учреждений распорядиться и наблюсти, чтобы в наступившую Четыредесятницу, все подведомственные им чины были у исповеди и причастия св. Таинств, по исполнении чего предоставить мне списки служащим удостоверенные подлежащими Настоятелями приходов.''<br />
+
''И. Д. Начальника округа /Подпись.''/<br />
+
''Делопроизводитель /Подпись./»''{{конец цитаты|ЦГИА СПб, ф.1641, оп. 1, № 1.=}}
+
 
+
При приказе была представлена также форма ''списка лицам бывшем у исповеди и св. причастия такого то учреждения'', несколько отличающаяся от стандартной формы церковных исповедных росписей.
+
 
+
== Примечания ==
+
{{Примечания}}
+
 
+
== Литература ==
+
* ''[[Погодаева И. А.]]'' [http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sb-confess/2_6.html Исполнение долга исповеди и причастия в Иркутске в XIX в.]
+
 
+
[[Категория:Генеалогические источники]]
+

Текущая версия на 03:20, 16 января 2016

Образец исповедной росписи

Материал из Генеалогической базы Вилейского уезда – открытой базы генеалогических и краеведческих материалов портала «Вилейский уезд».

Исповедной росписью (другие названия – Исповедальная ведомость, Великопостная роспись, Духовная роспись, Исповедальные списки) – назывался отчетный документ, с XVIII века до начала XX века составлявшийся ежегодно по своему приходу каждой православной церковью России. Исповедная роспись – это посемейный список всех прихожан, проживающих на территории прихода (кроме младенцев, не достигших возраста 1 год), с указанием для каждого прихожанина, был ли он в этом году на исповеди во время Великого поста (или в период трех других постов) и причащался ли он у своего священника. Причины отсутствия указывались (например, малолетство). Исповедные росписи составлялись в двух экземплярах. Первый хранился в церкви, а второй передавался в консисторию, где подшивался в одно дело вместе с такими же ведомостями соседних приходов (например, вместе с приходами одного духовного правления). Сегодня исповедальные ведомости хранятся в фондах духовных правлений, духовных консисторий, отдельных церквей и епархиальных управлений в региональных архивах. В РГИА исповедальные списки хранятся в фонде «Канцелярия заведующего придворным духовенством» и в фонде «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода».

Исповедные росписи – ценный генеалогический источник. В них фиксировались такие сведения, как социальное положение лица, место его жительства, возраст, владельческая принадлежность (для дворовых людей и крестьян, например), состав семьи.

История исповедной росписи

Самой старой инструкцией по составлению исповедной росписи считается инструкция, принятая еще до 26 декабря 1697 года Московским патриархом Адрианом. Ее появление связано с выявлением раскольников и борьбой со старообрядчеством. Согласно инструкции, исповедная роспись должна была состоять из трех списков прихожан. В первом списке перечислялись прихожане, бывшие на исповеди, во втором – пропустившие исповедь. Раскольники перечислялись в третьем списке. Однако, несмотря на существование инструкции, установленная в ней исповедная роспись в жизнь воплощена не была. Петр I в 1716 году издал указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада». В этом же указе духовникам предписывалось подавать именные списки отсутствовавших на исповеди светским властям. Реализация этого указа проходила медленно: первые росписи начали составляться только в 1718 году. 7 марта 1722 года Синод принял указ, обязывавший всех прихожан, начиная с семилетнего возраста, «быть на исповеди и причастии … у своего священника». Прихожане, отсутствующие в своем приходе больше года, могли исповедоваться и причаститься у священника другого прихода – по возвращению на постоянное место жительства они были обязаны предъявить справку об этом своему священнику. 16 июля 1722 года совместным Синодским и Сенатским указом устанавливалось обязательное ведение исповедных росписей. В 1737 году указом императрицы Анны Иоановны была определена окончательная форма исповедной росписи, просуществовавшая почти без изменений до 1917 года. После Октябрьской революции ведение исповедных росписей было отменено (несмотря на это, в некоторых приходах священники еще долгое время продолжали их вести). 25 мая 1927 года бюллетень Центрархива РСФСР предписывал уничтожить все исповедные росписи, начиная с 1865 года (и позднее), как документы, не обладающие исторической ценностью.

Содержание исповедной росписи

Содержание, полнота описания и достоверность исповедных росписей различались, находясь в зависимости от года создания документа, от добросовестности переписчиков, от местностей, в которых находились приходы и от священника в приходе – своего или входящего. Обычно роспись переписывалась с документа прошлого года с внесением изменений за прошедшее время, исправлением обнаруженных ошибок и совершением новых ошибок. Существуют исповедные росписи двух соседних лет, в которых тексты и описания имеют множество различий. Это может быть свидетельством проведения в церкви какой-то локальной переписи.

В начале исповедной росписи шло ее название с пояснительной записью установленного образца. За ней размещалась таблица с девятью столбцами. В 1, 2, и 3 столбцах фиксировались соответственно порядковый номер дома (семьи, двора), лица мужского пола и лица женского пола.

В 4 столбце записывались прихожане. В заголовке этого столбца указывалась социальная группа, к которой относились перечисленные ниже люди: духовные (первым в списке обычно записывался сам церковный причт), военные, дворяне, дворовые, крестьяне (селяне) и т.д. – и их домашние. Иногда в этом же столбце указывалось название селения, в котором проживали перечисленные прихожане. Если селение принадлежало нескольким помещикам (владельцам), то в исповедной росписи присутствовали его описания отдельно по каждому помещику (причем, эти описания не обязательно находились рядом). Иногда в конце росписи находилось дополнение по определенному селению с прихожанами, по каким-то причинам не упомянутых в основном списке или список церковных причетников из смежных приходов, для которых священник местной церкви был духовником.

С 1713 по 1842 год в исповедных ведомостях официально разделяли семь социальных групп, с 1843 по 1860 год – шесть. Разделение прихожан на пять социальных групп (духовные, военные, статские, городские станы, крестьяне) началось с 1861 года. В населенных пунктах списки составлялись по домам (дворам, семьям). Сначала записывался глава семьи с фамилией (при наличии), именем и отчеством, потом его жена с именем и отчеством (при условии, что его не забыл указать переписчик) или фиксировалось вдовство. После жены главы семьи переписывались дети с именами, их супруги (при наличии) и дети. За ними указывались проживающие в этом же доме (дворе) дальние родственники: срощенники, племянники, подсоседники и т.д.

В столбцах 5 и 6 указывался (как правило, приблизительно) возраст лиц мужского пола и лиц женского пола.

В 7, 8 и 9 столбцах делались отметки об исповедовании прихожан и о прохождении причастия. Некоторые священники все три столбца не использовали, обходясь одним или двумя. Например, в 7 столбце напротив исповедовавшихся и причастившихся прихожан писали «была», «был» или объединяли целую группу фигурной скобой и указывали, что были все. В графах с именами церковного причта можно встретить более подробные записи (например, сколько раз в году исповедовался, где, у кого и т.п.). Напротив отсутствовавших на исповеди и причастии в 7 столбце ставили прочерк, а 9 столбце указывали причину отсутствия (по нерачению, за малолетством, за старообрядчеством и т.п.). 8 столбец крайне редко применялся по назначению – чаще его использовали в качестве свободного места для невместившегося в 7 столбец текста.

По всем лицевым листам исповедальной росписи священник церкви ставил подпись (скрепу), например: лист 1 – «К сей», лист 2 – «духовной», лист 3 – «росписи», лист 4 – «священник», лист 5 – «[имя священника] руку приложил». Кроме него никто из членов причта полистно не расписывался. Кроме священника, на каждом листе росписи мог ставить скрепу также представитель духовного правления.

За первой таблицей (из девяти столбцов) размещалась вторая – табель, или сводная ведомость по приходу. В этой таблице подводился общий итог: столько-то дворов, столько-то душ той или этой социальной группы, столько-то лиц мужского пола, столько-то лиц женского пола в приходе.

Завершалась исповедная роспись заверительным объявлением, что все в ней написано верно, без приписок и укрывательства, а если будет выявлена ложь, то составители готовы понести ответственность в виде штрафа. Данное объявление скреплялось подписями всех лиц церковного причта (мужчин). Если на территории прихода имелись раскольники, то их список приводился после сводной ведомости.

Нецерковный учет посещения исповедей и причащений

Обязанности по контролю за ежегодным исповедованием и причащением лежали не только на священниках, но и на определенном круге светских начальников. В инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года, например, был оговорен подобный контроль за крестьянами.

Дополнительная информация