|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
− | [[File:IspovedalnayaVedomost1860.jpg|thumb|Исповедальная ведомость часть 2 [[Бежецкий уезд|Бежецкого]] и частично [[Кашинский уезд|Кашинского]] уездов [[Тверская губерния|Тверской губернии]], за [[1860]] год. Хранится в [[Государственный архив Тверской области|ГАТО]].]]
| + | {| style="float:right; text-align:center; border:0; margin-top:0; margin-bottom:10px; margin-left:10px; background-color:#fcfcfc; width:200px; clear:both;" cellpadding="0" cellspacing="0" |
− | | + | | colspan="2" class="globegris" style="border:1px solid #ccc; background-color:#fcfcfc; background-repeat:no-repeat; background-position:-40px −14px; -webkit-border-radius:0px; -moz-border-radius:0px; border-radius:0px" | |
− | '''Испове́дная ро́спись''' (''Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись'') — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому [[приход]]у православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время [[Великий пост|Великого поста]] (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на [[Исповедь|исповеди]] и [[Евхаристия|причащался]] ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, ''за малолетством'').
| + | <!------------------ Серая плашка сверху -----------------------> |
− | | + | {|style="float:right; clear:right; font-size: 94%; border:1px solid #ccc; padding:3px; background-color:#f9f9f9; width: 200px;"} |
− | Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в [[Консистория (православие)|консисторию]], где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же [[Духовное правление|духовного правления]]). В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей. В [[Российский государственный исторический архив|РГИА]] — в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».
| + | <!-- Категории --> |
− | | + | |style="width:30%; font-size:94%; color:#000; text-align:left; padding:0 0 0 10px"| |
− | Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с [[метрическая книга|метрическими книгами]], являются одними из важнейших источников в [[генеалогия|генеалогических]] исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.
| + | {|style="width:100%; background:transparent;" |
− | | + | |style="width:50%; font-size:94%; vertical-align:top;"| |
− | == История == | + | '''НАВИГАЦИЯ ПО БАЗЕ'''<br /> |
− | Старейшая инструкция по составлению исповедных росписей была принята святейшим патриархом Московским Адрианом ещё 26 декабря 1697 года. Её появление было связано с борьбой со [[старообрядчество]]м и выявлением раскольников. Исповедные росписи должны были представлять собой три списка. В первом перечислялись бывшие на исповеди прихожане, во втором — не ходившие на исповедь, в третьем — раскольники. Однако тогда эта отчётность не была воплощена в жизнь.
| + | [[Заглавная страница | Главная]]<br /> |
− | В 1716 году [[Петр I|Петром I]] был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», этим же указом было предписано духовникам подавать светским властям именные списки неисповедавшихся. Однако этот указ первые годы продолжал не исполняться; лишь с 1718 года начинают составляться первые росписи.<ref>[http://www.genclubhse.narod.ru/my8.htm Религия и генеалогия (Старообрядчество)]</ref>
| + | {{cl|Терминология}}<br /> |
− | [[7 марта]] [[1722 год]]а [[Священный синод Русской православной церкви|Синодом]] был принят указ, который обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедаться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания.
| + | {{cl|Фамилии уезда}}<br /> |
− | В том же [[1722 год]]у, 16 июля, совместным [[Правительствующий сенат|Сенатским]] и Синодским приказом было установлено обязательное ведение исповедных росписей.
| + | {{cl|Населенные пункты}}<br /> |
− | Окончательно форма исповедных росписей, которая просуществовала практически неизменной до их отмены, была определена указом императрицы [[Анна Иоанновна|Анны Иоановны]] в [[1737 год]]у.
| + | {{cl|Метрические книги}}<br /> |
− | Необходимость ведения исповедных росписей была отменена только в [[1917 год]]у. Однако, в отдельно взятых приходах они продолжали составляться и некоторое время после.
| + | {{cl|Исповедные росписи}}<br /> |
− | Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности.<ref name=autogenerated1>[http://www.oiru.org/biblio/116.html Д. Н. Антонов, И. А. Антонов. Источники генеалогических реконструкций крестьянских семей (на примере Ясной Поляны).]</ref><ref>[http://www.1archive-online.com/genealogy/ispoved.html Генеалогия, составление родословных. Исповедальные ведомости<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref><ref>[http://drevo-info.ru/articles/5020.html ИСПОВЕДНАЯ РОСПИСЬ — Древо<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref>
| + | {{cl|Ревизские сказки}}<br /> |
− | | + | {{cl|Брачные обыски}}<br /> |
− | == Содержание исповедных росписей ==
| + | {{cl|Клировые ведомости}}<br /> |
− | Содержание, достоверность, полнота описания в исповедных росписях различались и зависели от нескольких причин — от года написания этого документа, от местности в которой находился приход, от прилежания переписчика, от наличия в приходе своего священника, или священника ''входящего''. Обычно текст росписи переписывался с прошлогоднего документа с внесением в него изменений за прошедший период, исправлением старых ошибок и созданием ошибок новых. В некоторых случаях порядок описания и тексты двух смежных по годам росписей мало схожи между собой, что может свидетельствовать о проведении какой-то локальной церковной переписи.
| + | {{cl|Храмы уезда}} |
− | | + | |} |
− | В начале документа шло его название примерно такого содержания.
| + | |} |
− | | + | |} |
− | {{начало цитаты}}''«Роспись'' [шло название епархии, название духовного правления, могло упоминаться светское административное деление (губерния, уезд)] ''села'' [название села, выставки, погоста и т. д.] ''церкви'' [название церкви] ''священника'' [имя фамилия священника] ''с причетники обретающихся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людей со изъявлением против коегождо имяни о бытии их во святую и великую четыредесятницу, також и в протчия посты, у исповеди и святаго причастия за сей'' [цифрами писался год] ''год.»''{{конец цитаты}}
| + | |
− | | + | |
− | Далее шли собственно списки прихожан, занесённые в таблицу примерно такого содержания.
| + | |
− | | + | |
− | {| class="wikitable"
| + | |
− | !colspan="3" |''Число''
| + | |
− | !rowspan="3" |''[__*______*______*__]''
| + | |
− | !colspan="2" |''Лета от рождения''
| + | |
− | !colspan="3" |''Показание действа''
| + | |
− | |-
| + | |
− | !rowspan="2" |''дворов''
| + | |
− | !colspan="2" |''людей''
| + | |
− | !rowspan="2" |''мужеска пола''
| + | |
− | !rowspan="2" |''женска пола''
| + | |
− | !rowspan="2" |''Кто были у исповеди и святаго причастия''
| + | |
− | !rowspan="2" |''Кто ж исповедались токмо, а не причастились и за каким винословием''
| + | |
− | !rowspan="2" |''Которые у исповеди не были''
| + | |
− | |-
| + | |
− | !''мужеска пола''
| + | |
− | !''женска пола''
| + | |
− | |-
| + | |
− | | [1] ||[2] || [3] || [4] || [5] || [6] || [7] || [8] || [9]
| + | |
− | |}
| + | |
− | | + | |
− | [[File:Фрагмент исповедной росписи села Славного, 1755.jpg|thumb|Фрагмент исповедной росписи церкви [[Николай Чудотворец|Николая Чудотворца]] села [[Славное (Тверская область)|Славного]] Шеского и Кушальского стана [[Тверской уезд|Тверского уезда]] Тверской провинции [[Новгородская губерния|Новгородской губернии]] [[1755 год]]а]]
| + | |
− | В столбцах [1], [2], [3] записывался порядковый номер двора (дома, семьи), лица́ мужского и лица женского пола соответственно.
| + | |
− | | + | |
− | В столбцах [5] и [6] — число лет лица́ мужского, женского пола (как правило, возраст указывался приближённо).
| + | |
− | | + | |
− | В столбце [4] как раз и размещался список прихожан. В заголовке этого столбца обычно записывалась та социальная группа, к которой принадлежали перечисленные в нём на данной странице люди: ''духовные и их домашние'' (обычно в первую очередь в списках шёл сам церковный причт), ''военные и их домашние'', ''дворяне и их домашние'', ''дворовые и их домашние'', ''крестьяне и их домашние'' (или просто — ''поселяне'') и так далее. Иногда здесь же приводилось название селения, где проживали указанные прихожане (обычно названия селений писались прямо в списке). Если населённый пункт принадлежал нескольким владельцам (помещикам), то в росписи присутствовали его описания по каждому владельцу отдельно, и не обязательно эти описания были расположены рядом друг с другом. В некоторых случаях в конце росписи могло находиться ещё и дополнение по селению с теми жителями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в основном тексте. Иногда в конце исповедных находился список церковных причётников соседних приходов, для которых местный священник был [[духовник]]ом.<br />
| + | |
− | Всего в исповедных росписях, помимо раскольников, с 1713 по 1842 год официально разделяли 7 социальных групп, с 1843 по 1860 год — шесть, начиная с 1861 года — пять: духовные, военные, статские, городские станы и крестьяне.<br />
| + | |
− | В селениях описание шло по дворам (домам, семьям). Вначале записывался его глава с фамилией (если была), именем, отчеством; затем его жена с именем и отчеством (если переписчик не забывал его указать), или отмечалось вдовство; после — их дети с именами, их супруги и дети; более дальние родственники: племянники, срощенники, подсоседники и так далее.
| + | |
− | | + | |
− | [7], [8] и [9] столбцы предназначались для отметок об исповедовании и прохождении причастия. В некоторых исповедных вместо трех столбцов обходились двумя, или вообще одним. Так, в [7] напротив исповедовшегося и причастившегося прихожанина писали ''был'', ''была'', но чаще объединяли сразу некоторую группу скобкой и отмечали ''были все''. Более подробные записи можно встретить у имён церковного причта. Тут иногда упоминали сколько раз в году исповедовался и причащался, например, священник, а изредка и у кого и где. Напротив неисповедавшихся и непричастившихся лиц в этом столбце ставили прочерк, а в [9] указывали причину: ''за малолетством'', ''по нерачению'', ''за старообрядчеством'' и так далее. Столбец [8] использовался по назначению крайне редко, и чаще всего — как свободное место для неуместившегося текста в [7].
| + | |
− | | + | |
− | По лицевым листам исповедной росписи священник церкви ставил свою скрепу (подпись), например: ''(л.1) К сей (л.2) духовной (л.3) росписи (л.3) священник (л.4) […] руку приложил.'' Другие члены церковного причта полистно обычно не расписывались. Помимо священника, на листах росписи может находиться также скрепа представителя духовного правления.
| + | |
− | | + | |
− | После этой таблицы шла вторая — сводная ведомость по приходу или ''табель''. В ней приводился общий итог: сколько дворов, сколько душ той или иной социальной группы, мужского и женского пола в приходе.
| + | |
− | | + | |
− | В конце документа шло заверительное объявление, что в нём всё верно написано, без укрывательства и приписок, а за выявленную в случае чего ложь составители готовы нести ответственность в виде штрафов. После, шли подписи (скрепы) всех лиц церковного причта мужского пола.
| + | |
− | | + | |
− | Если на территории прихода проживали раскольники, то после итоговой сводки приводился их список.
| + | |
− | | + | |
− | == Нецерковный учёт исповедований и причащений ==
| + | |
− | | + | |
− | Контроль за ежегодным исповедованием и причащением населения лежал не только на священниках, но и на некоторых светских начальниках. Например, в инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года был прописан такой контроль по крестьянам.<ref name=autogenerated1 /> В качестве примера этому, можно привести следующий приказ по почтовому ведомству.
| + | |
− | | + | |
− | {{начало цитаты}} | + | |
− | :''«Приказ.''
| + | |
− | ''По Любынскому почтово-телеграфному округу. № 30. 10 марта 1892 года.''<br />
| + | |
− | ''Предлагаю Начальникам Учреждений распорядиться и наблюсти, чтобы в наступившую Четыредесятницу, все подведомственные им чины были у исповеди и причастия св. Таинств, по исполнении чего предоставить мне списки служащим удостоверенные подлежащими Настоятелями приходов.''<br />
| + | |
− | ''И. Д. Начальника округа /Подпись.''/<br />
| + | |
− | ''Делопроизводитель /Подпись./»''{{конец цитаты|ЦГИА СПб, ф.1641, оп. 1, № 1.=}}
| + | |
− | | + | |
− | При приказе была представлена также форма ''списка лицам бывшем у исповеди и св. причастия такого то учреждения'', несколько отличающаяся от стандартной формы церковных исповедных росписей.
| + | |
− | | + | |
− | == Примечания ==
| + | |
− | {{Примечания}} | + | |
− | | + | |
− | == Литература ==
| + | |
− | * ''[[Погодаева И. А.]]'' [http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sb-confess/2_6.html Исполнение долга исповеди и причастия в Иркутске в XIX в.]
| + | |
− | | + | |
| [[Категория:Генеалогические источники]] | | [[Категория:Генеалогические источники]] |