Исповедная роспись

Материал из Генеалогическая база Вилейского уезда
Перейти к: навигация, поиск
Образец исповедной росписи

Материал из Генеалогической базы Вилейского уезда – открытой базы генеалогических и краеведческих материалов портала «Вилейский уезд».

Исповедной росписью (другие названия – Исповедальная ведомость, Великопостная роспись, Духовная роспись, Исповедальные списки) – назывался отчетный документ, с XVIII века до начала XX века составлявшийся ежегодно по своему приходу каждой православной церковью России. Исповедная роспись – это посемейный список всех прихожан, проживающих на территории прихода (кроме младенцев, не достигших возраста 1 год), с указанием для каждого прихожанина, был ли он в этом году на исповеди во время Великого поста (или в период трех других постов) и причащался ли он у своего священника. Причины отсутствия указывались (например, малолетство). Исповедные росписи составлялись в двух экземплярах. Первый хранился в церкви, а второй передавался в консисторию, где подшивался в одно дело вместе с такими же ведомостями соседних приходов (например, вместе с приходами одного духовного правления). Сегодня исповедальные ведомости хранятся в фондах духовных правлений, духовных консисторий, отдельных церквей и епархиальных управлений в региональных архивах. В РГИА исповедальные списки хранятся в фонде «Канцелярия заведующего придворным духовенством» и в фонде «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода».

Исповедные росписи – ценный генеалогический источник. В них фиксировались такие сведения, как социальное положение лица, место его жительства, возраст, владельческая принадлежность (для дворовых людей и крестьян, например), состав семьи.

История исповедной росписи

Самой старой инструкцией по составлению исповедной росписи считается инструкция, принятая еще до 26 декабря 1697 года Московским патриархом Адрианом. Ее появление связано с выявлением раскольников и борьбой со старообрядчеством. Согласно инструкции, исповедная роспись должна была состоять из трех списков прихожан. В первом списке перечислялись прихожане, бывшие на исповеди, во втором – пропустившие исповедь. Раскольники перечислялись в третьем списке. Однако, несмотря на существование инструкции, установленная в ней исповедная роспись в жизнь воплощена не была. Петр I в 1716 году издал указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада». В этом же указе духовникам предписывалось подавать именные списки отсутствовавших на исповеди светским властям. Реализация этого указа проходила медленно: первые росписи начали составляться только в 1718 году. 7 марта 1722 года Синод принял указ, обязывавший всех прихожан, начиная с семилетнего возраста, «быть на исповеди и причастии … у своего священника». Прихожане, отсутствующие в своем приходе больше года, могли исповедоваться и причаститься у священника другого прихода – по возвращению на постоянное место жительства они были обязаны предъявить справку об этом своему священнику. 16 июля 1722 года совместным Синодским и Сенатским указом устанавливалось обязательное ведение исповедных росписей. В 1737 году указом императрицы Анны Иоановны была определена окончательная форма исповедной росписи, просуществовавшая почти без изменений до 1917 года. После Октябрьской революции ведение исповедных росписей было отменено (несмотря на это, в некоторых приходах священники еще долгое время продолжали их вести). 25 мая 1927 года бюллетень Центрархива РСФСР предписывал уничтожить все исповедные росписи, начиная с 1865 года (и позднее), как документы, не обладающие исторической ценностью.

Содержание исповедной росписи

Содержание, полнота описания и достоверность исповедных росписей различались, находясь в зависимости от года создания документа, от добросовестности переписчиков, от местностей, в которых находились приходы и от священника в приходе – своего или входящего. Обычно роспись переписывалась с документа прошлого года с внесением изменений за прошедшее время, исправлением обнаруженных ошибок и совершением новых ошибок. Существуют исповедные росписи двух соседних лет, в которых тексты и описания имеют множество различий. Это может быть свидетельством проведения в церкви какой-то локальной переписи.

В начале исповедной росписи шло ее название с пояснительной записью установленного образца. За ней размещалась таблица с девятью столбцами. В 1, 2, и 3 столбцах фиксировались соответственно порядковый номер дома (семьи, двора), лица мужского пола и лица женского пола.

В 4 столбце записывались прихожане. В заголовке этого столбца указывалась социальная группа, к которой относились перечисленные ниже люди: духовные (первым в списке обычно записывался сам церковный причт), военные, дворяне, дворовые, крестьяне (селяне) и т.д. – и их домашние. Иногда в этом же столбце указывалось название селения, в котором проживали перечисленные прихожане. Если селение принадлежало нескольким помещикам (владельцам), то в исповедной росписи присутствовали его описания отдельно по каждому помещику (причем, эти описания не обязательно находились рядом). Иногда в конце росписи находилось дополнение по определенному селению с прихожанами, по каким-то причинам не упомянутых в основном списке или список церковных причетников из смежных приходов, для которых священник местной церкви был духовником.

С 1713 по 1842 год в исповедных ведомостях официально разделяли семь социальных групп, с 1843 по 1860 год – шесть. Разделение прихожан на пять социальных групп (духовные, военные, статские, городские станы, крестьяне) началось с 1861 года. В населенных пунктах списки составлялись по домам (дворам, семьям). Сначала записывался глава семьи с фамилией (при наличии), именем и отчеством, потом его жена с именем и отчеством (при условии, что его не забыл указать переписчик) или фиксировалось вдовство. После жены главы семьи переписывались дети с именами, их супруги (при наличии) и дети. За ними указывались проживающие в этом же доме (дворе) дальние родственники: срощенники, племянники, подсоседники и т.д.

В столбцах 5 и 6 указывался (как правило, приблизительно) возраст лиц мужского пола и лиц женского пола.

В 7, 8 и 9 столбцах делались отметки об исповедовании прихожан и о прохождении причастия. Некоторые священники все три столбца не использовали, обходясь одним или двумя. Например, в 7 столбце напротив исповедовавшихся и причастившихся прихожан писали «была», «был» или объединяли целую группу фигурной скобой и указывали, что были все. В графах с именами церковного причта можно встретить более подробные записи (например, сколько раз в году исповедовался, где, у кого и т.п.). Напротив отсутствовавших на исповеди и причастии в 7 столбце ставили прочерк, а 9 столбце указывали причину отсутствия (по нерачению, за малолетством, за старообрядчеством и т.п.). 8 столбец крайне редко применялся по назначению – чаще его использовали в качестве свободного места для невместившегося в 7 столбец текста.

По всем лицевым листам исповедальной росписи священник церкви ставил подпись (скрепу), например: лист 1 – «К сей», лист 2 – «духовной», лист 3 – «росписи», лист 4 – «священник», лист 5 – «[имя священника] руку приложил». Кроме него никто из членов причта полистно не расписывался. Кроме священника, на каждом листе росписи мог ставить скрепу также представитель духовного правления.

За первой таблицей (из девяти столбцов) размещалась вторая – табель, или сводная ведомость по приходу. В этой таблице подводился общий итог: столько-то дворов, столько-то душ той или этой социальной группы, столько-то лиц мужского пола, столько-то лиц женского пола в приходе.

Завершалась исповедная роспись заверительным объявлением, что все в ней написано верно, без приписок и укрывательства, а если будет выявлена ложь, то составители готовы понести ответственность в виде штрафа. Данное объявление скреплялось подписями всех лиц церковного причта (мужчин). Если на территории прихода имелись раскольники, то их список приводился после сводной ведомости.

Нецерковный учет посещения исповедей и причащений

Обязанности по контролю за ежегодным исповедованием и причащением лежали не только на священниках, но и на определенном круге светских начальников. В инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года, например, был оговорен подобный контроль за крестьянами.

Дополнительная информация