Изменения
/* История исповедной росписи */
=== История исповедной росписи ===
[[Файл:Vilejski-uezd-by-primer-ispovednoi-rospisi.jpg|мини|справа|Образец исповедной росписи]]
Самой старой инструкцией по составлению исповедной росписи считается инструкция, принятая еще до 26 декабря 1697 года Московским патриархом Адрианом. Ее появление связано с выявлением раскольников и борьбой со старообрядчеством. Согласно инструкции, исповедная роспись должна была состоять из трех списков прихожан. В первом списке перечислялись прихожане, бывшие на исповеди, во втором – пропустившие исповедь. Раскольники перечислялись в третьем списке. Однако, несмотря на существование инструкции, установленная в ней исповедная роспись в жизнь воплощена не была.
Петр I в 1716 году издал указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада». В этом же указе духовникам предписывалось подавать именные списки отсутствовавших на исповеди светским властям. Реализация этого указа проходила медленно: первые росписи начали составляться только в 1718 году. 7 марта 1722 года Синод принял указ, обязывавший всех прихожан, начиная с семилетнего возраста, «быть на исповеди и причастии … у своего священника». Прихожане, отсутствующие в своем приходе больше года, могли исповедоваться и причаститься у священника другого прихода – по возвращению на постоянное место жительства они были обязаны предъявить справку об этом своему священнику. 16 июля 1722 года совместным Синодским и Сенатским указом устанавливалось обязательное ведение исповедных росписей. В 1737 году указом императрицы Анны Иоановны была определена окончательная форма исповедной росписи, просуществовавшая почти без изменений до 1917 года. После Октябрьской революции ведение исповедных росписей было отменено (несмотря на это, в некоторых приходах священники еще долгое время продолжали их вести). 25 мая 1927 года бюллетень Центрархива РСФСР предписывал уничтожить все исповедные росписи, начиная с 1865 года (и позднее), как документы, не обладающие исторической ценностью.